Займы на продукты питания вырываются вперед

info

Ухудшение экономической ситуации в стране способствовало не только росту просрочки по займам. Произошло изменение целей кредитов – народ все больше и больше стал занимать на хозяйственные нужды и продукты. Мнение экспертов: такая тенденция будет набирать обороты в 2015 году.

Займы на продукты питания вырываются вперед

Компания «Быстроденьги» в 180-и городах присутствия своей организации провела опрос, который затронул 13 тыс. клиентов. Результат: в начале 2014 года 17% респондентов занимало на продукты и товары первой необходимости, в конце года – 34%.

Исследования показали, что портфель кредитов до зарплаты по итогам прошлого года составил примерно 15% от всего портфеля займов, которые были выданы отечественными микрофинансовыми организациями. В денежном выражении это составило приблизительно 7,5 млрд рублей.

Объем рынка PDL (займов до зарплаты) в 2015 году подрастет на 20% (2013 – рост на 60%, 2014 – 25%). Сложная макроэкономическая ситуация в России, снижение реальных доходов населения сыграют свою не последнюю роль. На фоне высокой инфляции при сохранении низкого уровня доходов граждан возрастет потребность в деньгах у пенсионеров, простого рабочего люда, бюджетников, в общем, у тех, кто является клиентами сегмента PDL. Прогнозируемая средняя сумма займа в 2015 году останется на уровне 2014 – 7,5 тыс. рублей. Высокая инфляция подстегнет и сегмент потребительских займов, средняя сумма увеличится на пару тысяч (2014 – 25 тыс. рублей, 2015 – 27 тыс.). Задача отдела риск-менеджмента микрофинансовых организаций в текущем году – сохранение качества кредитного портфеля за счет сдерживания неэффективного роста средней суммы займа.

Клиент не готов улучшать качество жизни

Займы на повседневные потребности становятся все более востребованными. Фонд «Общественное мнение» в феврале провел исследование на тему «Есть ли в стране экономический кризис». 71% опрошенных россиян ответило «да» (январь – 62%). У 34% респондентов увеличились семейные расходы, потеряли работу или уменьшилась зарплата – 15%. Далее. Половина семейного бюджета уходит на продукты у 44% опрошенных, у 30% – до 3/4 доходов идет на еду. Увеличение доли займов на первостепенные нужды растет за счет уменьшения доли расходов на покупку техники, мебели и даже ремонт жилья. Тенденция подтверждает – клиент, в сложившихся экономических реалиях, не готов тратиться на улучшение качества жизни, как говорится «не до жиру быть бы живу».

Онлайн-займами пользуются продвинутые граждане

У МФО, специализирующихся на займах онлайн, несколько другая картина. Компания «MoneyMan» не регистрирует у себя рост кредитов, цель которых – продукты питания. Доля таких займов, как и раньше, ничтожна мала – недотягивает и до 0,1%.

Сами сотрудники МФО объясняют это достаточно просто, описав портрет заемщика своего сервиса. Среднестатистический заемщик онлайн-сервисов серьезно отличается от заемщика традиционных офлайновых микрофинансовых компаний. В большей массе это молодые люди, имеющие образование. Они экономически грамотные, подкованы технически, пользуются гаджетами, в Интернете как «рыба в воде», умеют искать интересные и выгодные предложения в Сети. Так, в MoneyMan свыше 70% – это клиенты, возраст которых составляет 22–40 лет, почти 50% – люди с высшим образованием, а у 30% – неоконченное высшее.

Сейчас офлайн-канал преобладает над онлайновым, а что в будущем?

Несмотря на то что сегодня займы легко получить в онлайн-режиме на карту, по мобильному телефону на предоплаченную банковскую карту или на его счет, на электронный кошелек, по-прежнему наиболее востребованным остается канал получения наличных денег.

Отечественный рынок PDL копирует американскую модель – офлайн преобладает над онлайн. Но в скором будущем, по мнению экспертов, все может кардинально измениться. Банком России еще в прошлом году была разработана дорожная карта, в соответствии с которой будет осуществляться развитие рынка PDL в России. Так, в 2017 году, согласно карте, 50% займов до зарплаты должны выдаваться МФО безналично – перечисляться на банковские карты, мобильные счета и электронные кошельки. По прогнозам экспертов, сегмент дистанционного кредитования в ближайшие годы будет ежегодно прирастать двукратно.