Как поведение в социальных сетях влияет на шансы одобрения кредита

info

Анализ данных из соцсетей становится для кредитных организаций дополнительным способом оценки потенциального заемщика. Расскажем, как нужно себя вести, чтобы повысить вероятность получения займа.

Уже несколько лет западные организации активно пользуются данными из соцсетей при оценке кредитоспособности заемщиков. К примеру, базирующийся в Гонконге стартап Lenddo начал предоставлять кредиты после анализа профиля заемщика в социальных сетях еще в 2011-ом. Годом позже компания Kreditech (Германия) начала выдавать микрозаймы, основываясь на данных из соцсетей пользователя и анализе его покупок на Amazon и еBay.

«При анализе данных мы попользуемся более 12000 переменных: это сведения из социальных сетей, мобильных приложений, электронной почты. На их основе каждому пользователю присваивается кредитный рейтинг», - сказал Марк Маккензи, гендиректор Lenddo.

Большая часть банков России пока не используют информацию из соцсетей для одобрения займов. Впрочем, для некоторых финорганизаций они играют роль дополнительного источника информации о заемщике. Допустим, в ТКС Банке сведения из аккаунта в соцсети анализируют, когда потенциальный заемщик сам указывает адрес в соцсетях в заявке. «Но это лишь один из многих элементов скоринга», - рассказали в банке.

Эффективность данного подхода при оценке соискателей заемных денег изучают в «Уралсибе» и Банке ХКФ. В тестовом режиме информацию из соцсетей для оценки клиента использует сервис интернет-займов Fingooroo, дающий возможность гражданам одалживать друг другу небольшие суммы на короткое время.

К анализу профилей «ВКонтакте» и Facebook банки обычно прибегают, когда прочие методы анализа не приносят ожидаемого результата, рассказал Иван Третьяков, гендиректор аналитической фирмы «Скориста». Данный стартап был запущен в 2013-ом, он специализируется на оценке потребителей для кредитования на мелкие суммы, в т.ч. и с помощью соцсетей.

Евгений Курасов, директор по кредитованию МСБ и розничных клиентов в Промсвязьбанке, сказал, что пока подобная оценка потенциальных заемщиков будет применяться в первую очередь к небольшим экспресс-кредитам - когда требуется в короткие сроки принять решение по заявке на ссуду.

Максим Алексеев, гендиректор компании Scorr (является еще одним стартапом, пытающимся анализировать кредитные риски клиентов по профилю из соцсетей), не сомневается, что его сервис будут использовать банки при работе с клиентами из среднего класса. И однозначно банки будут использовать открытые данные, чтобы вычислить заемщиков-мошенников.

Какое поведение в соцсетях повышает шансы на получение займа?

1. Если вы в соцсетях еще не зарегистрированы, создайте профиль прямо сейчас

«Ключевой параметр, по которому мы определяем мошенников, - возраст их аккаунта в соцсети», - объясняет Анастасия Мухачева, являющаяся операционным директором сервиса онлайн-кредитов Fingooroo. Чем больше возраст страницы, тем лучше. Когда в процессе одобрения кредитной заявки понадобится предоставить ссылочку на страницу в соцсети, аферист ее тут же заведет, объясняет логику банкиров господин Алексеев.

2. Не публикуйте ложные данные

Обычно анализ сведений из соцсетей осуществляется после изучения данных из традиционных источников типа БКИ. «Мы больше доверяем тому, у кого в анкете сказано, что у него имеются дети, и это отображено в его аккаунте. То же самое относится к информации о месте учебы, работы, адресе электронки. Важно выяснить, не обманывает ли нас клиент», - говорит госпожа Мухачева.

3. Избегайте добавления в друзья незнакомых пользователей и осторожнее ставьте «лайки»

С помощью сведений из соцсетей можно узнать, не связан ли заемщик с мошенниками. «Механика следующая: берется два множества, первое - проверяемые элементы, второе - мошенники, и ищутся связи между ними. С этой целью мы смотрим, есть ли они друг у друга в друзьях, есть ли у них общие друзья, учились ли они в одной школе или вузе, ставят ли лайки друг другу. Также нас интересует, интенсивно ли они друг друга репостят. Чем связь сильнее, тем тщательнее мы проверяем клиента», - объясняет господин Алексеев.

4. Поменьше слов

Количество слов в посте, особенно в период, близкий к моменту подачи заявки на кредит, дает возможность спрогнозировать вероятность погашения кредита. По данным фирмы «Скориста», посты потенциальных просрочников обычно длиннее, а аккуратных - наоборот, короче. «Чересчур длинные публикации, свыше 350 слов, свидетельствуют о том, что человеку трудно коротко высказать свою мысль», - поясняет Мария Вейхман, являющаяся управляющим «Скористы». Это зачастую говорит о неспособности сосредоточиться и отсутствии дисциплины: вероятно, для жизни ему также необходимо излишне много денег.

5. Не пишите о своих трудностях

Банкиры не отличаются от остальных людей - они тоже предпочитают иметь дело с людьми, которые настроены позитивно. У «Скористы» для определения идеального заемщика разработана «положительная модель», которая основана на анализе постов клиентов. Добросовестные заемщики чаще пользуются одними словами, а неплательщики - другими. «Например, отходом от положительной модели считается чрезмерное обращение лица к самому себе», - рассказала госпожа Вейхман.